Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Кафедра прикладной лингвистики

главная

преподаватели

бакалавриат

магистратура

публикации

конференции

фото

Бакалавриат >> основные дисциплины

Решение лингвистических задач с помощью компьютера

Задачи курса

  • формирование системы знаний в области автоматической переработки информации;
  • развитие умений организовать свою исследовательскую, лингводидактическую и методическую работу с помощью компьютера;
  • обогащение базовой профессиональной компетентности в области моделирования речемыслительной деятельности;
  • формирование умений в области использования информационных технологий;
  • установление междисциплинарных связей в области алгоритмизации методических и лингвистических задач с учетом будущей профессиональной деятельности в учебных заведениях различного типа.

наверх


Текущая и итоговая аттестация

В ходе текущей аттестации оценивается качество освоения содержания конкретных разделов. Для этого используются: контрольные работы по основным разделам дисциплины, разработка лингвистического алгоритма по одной из базовых задач лингвистического моделирования.
В ходе итоговой аттестации оценивается качество освоения системы знаний о принципах моделирования и алгоритмизации в лингвистике и умения (на основе полученных знаний) решать определенный класс предметных задач. Для этого используются возможности экзамена, который состоит из ответа на теоретический вопрос и анализа разработанного алгоритма. Кроме того, итоговая аттестация основывается на совместном анализе результатов текущего контроля - письменных опросов по материалам прослушанных лекций.

Основное содержание

  • Основные этапы развития идей и методов инженерной лингвистики. Кибернетика, информационные технологии и искусственный интеллект. Классы задач, относящиеся к искусственному интеллекту, робототехника, сенсорные и интеллектуальные роботы.
  • Развитие вычислительной техники и возможности ее применения для решения интеллектуальных задач. Особенности компьютеров разных поколений. Машинные языки и алгоритмические языки высоких уровней. Общая схема компьютера и основные функциональные блоки. Способы обмена информацией и особенности представления текста в компьютере. Звуковая карта и задачи анализа и синтеза устной речи.
  • Моделирование, его задачи и ограничения. Понятие модели в лингвистике и кибернетике. Эпистемологические и онтологические основы моделирования. Гипотетические и воспроизводящие инженерно-лингвистические модели. Примеры гипотетических моделей в языкознании. Моделирование интуиции, его возможности и ограничения.
  • Знак естественного и искусственного языка. Определение знака и структура семиозиса. Вторичный семиозис и коннотат. Типология языковых знаков. Речемыслительный коммуникативный процесс. Актуализация знака в сообщении. Проблемы моделирования знака в компьютере.
  • Память человека и память компьютера. Особенности организации памяти человека. Различия знаков естественного и искусственного языков. Экспликация знака при его хранении в памяти компьютера. Способы отображения знаков в памяти, способы организации модели памяти.
  • Алгоритмизация лингвистических задач. Определение алгоритма и способы его наглядной записи. Формы хранения текста в памяти компьютера и особенности анализа последовательности символов. Экспликация лингвистической задачи анализа текста по его внешним параметрам.
  • Способы хранения семантической информации, компонентный анализ, семантические сети, тезаурус и возможности использования этих методов при решении задач снятия многозначности. Лингвистические аспекты искусственного интеллекта. Лингвистические задачи при компьютеризации преподавания языков.

наверх


Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов заключается в:
  • чтении рекомендованной литературы;
  • подготовке рефератов для обсуждения отдельных проблемных вопросов дисциплины;
  • разработке алгоритма решения базовой лингвистической задачи;
  • самостоятельном изучении следующих тем:
    - Речемыслительный коммуникативный процесс и его моделирование;
    - Принципы алгоритмизации лингвистических задач;
    - Способы хранения семантической информации.


Список рекомендованной литературы

Основной
Беляева Л. Н. Лингвистические автоматы в современных информационных технологиях. - СПб., 2001.
Беляева Л.Н. Теория и практика перевода: Программа и методические разработки для самостоятельной работы студентов. - СПб., 2003.
Карамышева Т.А. Компьютерная лингводидактика. - СПб., 2000.
Пиотровский Р.Г. Лингвистический автомат (в исследовании и непрерывном обучении). - СПб., 1999.
Прикладное языкознание: Учебник. - СПб, 1996.
Дополнительный
Будущее искусственного интеллекта I Под ред. К.Е. Левитина, Д.А. Поспелова. - М., 1991.
Гончаренко В.В., Шингарева Е.А. Фреймы для распознавания смысла текста. - Кишинев, 1984.
Дрейфус Г. Чего не могут вычислительные машины: Критика искусственного разума: Пер. с англ. - М., 1978.
Корнеев Л.А., Пиотровский Р.Г., Бычков В.Н. Компьютер в преподавании языков. - Новгород: Новгородский университет им. Ярослава Мудрого, 1996.
Пашковский В.Э., Пиотровская В.Р., Пиотровский Р.Г. Психиатрическая лингвистика. - СПб., 1994.
Шрейдер Ю.А. Равенство, сходство, порядок. - М., 1971. Шрейдер ЮЛ., Шаров А.А. Системы и модели. - М., 1982.

наверх

Hosted by uCoz