Задачи курса
- формирование системы знаний о фонетике иностранного языка;
- развитие умений соотносить знания по фонетике со знаниями по
другим разделам учебной дисциплины;
- развитие умений фонетического анализа слова и текста с учетом будущей профессиональной деятельности в учебных заведениях различного типа.
Текущая и итоговая аттестация
В ходе текущей аттестации оценивается качество
освоения содержания конкретных разделов. Для этого используются: проверка чтения отдельных слов в транскрипции
и орфографии, коротких связных текстов, также текстов с размеченной интонацией. Проводятся фонетические Диктанты на
отдельные слова. Проверяется интонационная транскрипция анализ текстов. Предполагается использование компьютерных
программ для тренировки фонетического анализа, правил транскрибирования. В ходе итоговой аттестации оценивается качество
освоения системы знаний о фонетических средствах иностранного языка и умения (на основе полученных знаний) решать
определенный класс предметных задач. Для этого используются возможности зачета, на котором проверяются полученные
теоретические и практические знания по фонетике иностранного языка и степень усвоения понятийного аппарата. Каждый студент
пишет реферат по теоретическому вопросу. К зачету допускаются студенты, выполнившие все практические задания.
наверх
Основное содержание
- Фонетика - звуковая сторона языка; фонемы и их сочетания, слог, ударение, интонация;
сегментные и супрасегментные единицы. Фонетика как лингвистическая дисциплина. Обучение фонетике неродного языка. Связь
фонетики с нелингвистическими дисциплинами: физиологией, акустикой, психологией, социологией. Речеведение - направления
нео-макрофонетики, исследования речевой коммуникации.
- Современные фонетические исследования. Деятельность Международной фонетической ассоциации - МФА. Типы транскрипций
(фонетическая и фонологическая) и их роль в обучении английскому произношению. Различные редакции транскрипций МФА и
их отражение в отечественных и зарубежных словарях. Состав английских гласных фонем. Расхождения в описаниях состава
гласных разными авторами; причины этих расхождений. Различия в фонемном составе в британском и американском варианте
английского языка.
- Фонетическое значение и звуковой символизм. Сценическая речь. Место фонетики среди других лингвистических дисциплин;
фонетика и фонология. Теоретическое и практическое значение фонетики. Субъективный и объективный методы в фонетике.
Устройство речевого аппарата.
- Непрерывность звуковой последовательности в речи в акустическом и артикуляторном отношениях. Фонема как практическая
единица членения звуковой последовательности. Фонема как функциональная единица, образующая и различающая звуковой облик
значимых единиц языка (морфем, слов). Определение фонемы. Вариативность фонемы: аллофоны (оттенки, варианты) понятие
основного варианта. Позиционная связанность аллофонов и фонетическая независимость фонемы. Теория дифференциальных
признаков. Архифонема и гиперфонема. Чередование фонем. Критика метода квазиомонимов. Фонетическая и фонологическая
транскрипция.
- Методические выводы из учения о фонеме. Ошибки фонологические и фонетические. Полный тип произнесения как условие
однозначной фонемной интерпретации произнесенного отрезка речи и как основа изучения иноязычного произношения.
Произносительная норма. Орфоэпия как правила определения фонемного состава слова и орфофония как правила реализации
звуковых характеристик аллофонов и фонем.
- Супрасегментные средства - ударение и интонация. Виды ударения и его фонетические признаки. Функции интонации и
компоненты интонации (мелодика, интенсивность, длительность, тембр, паузы); интонационное членение потока речи.
Соотношение интонационных и коммуникативных типов высказывания.
- Английская литературная произносительная норма - Received Pronunciation. Становление нормы, ее изменчивость.
Основные тенденции изменения нормы в современном английском языке. Норма и основные региональные диалекты в Англии.
Связь британского английского (БА) с американским английским (АА). Основные черты американского произношения.
Американская литературная произносительная норма - General American и основные региональные диалекты в США. Основные
произносительные словари.
- Английская артикуляционная база БА, и АА. Общая характеристика языка учащихся при обучении иноязычной речи.
Безударные гласные. Характер редукции в английском языке. Анализ артикуляции английских монофтонгов сравнительно с
русскими (ряд, подъем, напряженность, огубленность, назализация и r-окраска гласных).
- Классификация по артикуляторному принципу. Монофтонги и дифтонги. Гласные переднего, среднего и заднего рядов.
Открытые, полуоткрытые, закрытые гласные. Противопоставление по долготе - краткости, напряженности - ненапряженности,
огубленности - отсутствию огубленности. Дифтонги, трифтонги. Типичные ошибки в произношении английских гласных русскими
и пути их устранения. Состав английских согласных фонем. Фонологический статус трехсложных случаев. Ларингальный
согласный /h/. Анализ артикуляции английских согласных сравнительно с русскими:
- cпособ артикуляции (шумные и сонорные, смычные и щелевые, аффрикаты и чистые смычные, плоскощелевые и круглощелевые,
однофокусные и двухфокусные);
- место артикуляции. Активный действующий орган (губные, передне- средне-, заднеязычные и ларингальный), участие
голоса - глухость/звонкость, противопоставление согласных по силе (фортисные) - слабости (ленисные) артикуляции.
Апикальный/палатальный характер переднеязычных, отсутствие противопоставления по твердости - мягкости у английских
согласных, позиционная долгота сонантов, позиционная придыхательность взрывных.
- Различия БА и АА в области согласных. Типичные ошибки в произношении английских согласных русскими и пути их
устранения.
- Ассимиляция фонем в потоке речи. Трудные звукосочетания. Слог. Слогоделение. Специфика слогоделения в английском языке
по сравнению с русским. Сложные случаи слогоделения. Фонологическая проблема слога. Словесное ударение в английском языке.
Типы ударения. Основные акцентные модели. Слова с двумя ударениями: два сильных ударения, главное и второстепенное
ударение. Безударный вокализм. Употребление слабых форм слов. Основные различия в области ударения БА и АА.
- Интонация в английском языке. Связывание слов в потоке речи. Структура синтагмы в английском языке: ее компоненты и их
относительная роль. Синтагматическое ударение. Фразовое ударение. Логическое ударение. Английская фразовая интонация в
сопоставлении с русской.
- Ритмическая группа в английском языке. Специфика организации ритмической группы в английском языке. Основные различия
в области интонации в БА и АА. Основные мелодические контуры в английском языке и их семантическая нагрузка. Интонационная
система J.D.O'Connor. Tone groups: The Low Drop (ICI), The High Drop (IC2), The Low Bounce (IC4), The High Bounce (IC5).
Интонационные контуры в эмоционально нейтральных информационных текстах (в том числе диалогах). Интонационные способы
передачи различных эмоциональных значений. Тональные группы The Swithchback (IC6), The High Dive (IC7), the Jackknife
(IC3). Различные способы оформления одного и того же коммуникативного типа.
- Интонация как средство объединения предложений в сверхфразовые единства; интонация сложных синтаксических структур с
вводными словами и вставными предложениями. Интонация многосинтагменных предложений. Фонетические средства эмфазы.
Прагматические функции интонации, установление и поддержание контакта, указание на тему и рему высказывания, смена ролей
и т.д. Основные принципы английской графики. Основные принципы английской орфографии.
наверх
Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов заключается в:
- чтении рекомендованной литературы;
- подготовке докладов для обсуждения отдельных проблемных вопросов дисциплины;
- работе с аудиоматериалами;
- прослушивании радиопередач ВВС;
- работе с произносительными словарями;
- овладении разными видами фонетического анализа слова и текста,
- самостоятельном изучении следующих тем:
- Английская литературная произносительная норма - Received
Pronunciation;
- Американская литературная произносительная норма - General
American и основные региональные диалекты в США.
- Различия в фонемном составе в британском и американском варианте английского языка.
наверх
Список рекомендованной литературы
Основной
Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. - СПб.. 1991.
Jones D. English Pronouncing Dictionary. 15th ed. Ed. By P .Roach and J.Hartman.- London, 1997.
Ladefoged P. A course in Phonetics. - London, 1982.
Wells J. C. Pronunciation Dictionary. - London, 1993.
Wells J.C. A Concise Pronouncing Dictionary of British and American English. - Oxford, 1979.
Дополнительный
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. - М., 1993.
Вербицкая Л.А., Игнаткина Л.В. Практическая фонетика русского языка для иностранных учащихся. - СПб., 1993.
Зиндер Л.Р. Общая фонетика - М, 1979.
Любимова Н.А., Егорова И.П., Федотова Н.А. Фонетика в практическом курсе русского языка как иностранного. - СПб.,1993.
Сафронова Е.Г. Русская интонация. - СПб., 1992.
Федорова Н.А. Фонетические особенности русской разговорной речи. - Л., 1987.
Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование. - М, 1986.
Antipova E.Ya., Kanevskaya S.L., Igulevskaya G.A, English Intonation. - Moscow, 1985.
Arnold G.F. O'Connor J.D. Intonation of colloquial English: - London, 1973.
Crystal D. Prosodic Systems and Intonation in English. - Cambridge, 1976.
Gimson A.C. A Practical Course of English Pronunciation. - London, 1977.
Аудиоматериалы
Bowler В., Cunningham S., Moor P., Parminter P. New Headway Pronunciation Course. Elementary to Upper-Intermediate
(book, audiocassette or audio CD).
Brazil D. Pronunciation for advanced students. CUP.
Digby C, Myers J. Making Sense of Spelling and Pronunciation, (self-study edition with answers)
Gilbert J. B. Clear Speech. Pronunciation and Listening Comprehension in North American English. CUP.
Haycraft B. English Aloud (Intermediate). Heinemann.
Hewings M. Pronunciation Tasks. A course for pre-intermediate Learners. CUP
Mortimer C. Dramatic Monologues for listening Comprehension.
Видеоматериалы
Материалы телепрограмм.
Baker В. ELT adaptation by Viney P., Viney K. Mystery Tour. Intermediate. Oxford, 2003.
Meinhof U., Bergman M. ITN World News Upper-Intermediate. Oxford, 2003.
My Fair Lady.
Szpytko G. "Headway". Upper-Intermediate. Ed. by Soars L, Soars J. Oxford, 2003.
Viney P., Viney K. English Channel. Beginner to Pre-intermediate. Oxford, 2003.
наверх